Руслан Мансуров 

+7 921 383 29 20

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право и сэмплирование. Мифы

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

На просторах Рунета бродит огромное количество выдуманных «версий» закона об авторском праве, которые проще назвать мифами — уж больно они сказочны порой и вместе с тем раcхожи, будто народные сказания.
Здесь приведены наиболее популярные из них — прочитайте , ознакомьтесь, и сделайте выводы.

Миф 1

Можно использовать любой маленький отрезок любого произведения (здесь варьируется — у кого-то до 3, у кого до 5-7, а у кого и до 10 секунд, до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях и по своему усмотрению без разрешения правообладателя и без нарушения закона.
Да, это миф.
Закону совершенно без разницы, как используется песня или трек, защищённый авторским правом — частично ли, полностью ли – закон вообще не разрешает использовать чужие объекты авторского права!
Хватит и пары секунд использования чужой музыки, чтобы это являлось нарушением авторского права.

К примеру, даже если в видеоролике или фильме из радиоприёмника звучит песня – при условии не согласовано это тоже нарушение авторских прав правообладателей.
Можно возразить, что это всего лишь цитата произведения.
Да, законом допускается цитирование объектов авторского права, и, при этом, устанавливает условия цитирования, а также ограничивает его цели. В итоге, по закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора. В вышеприведённом же случае никакой связи с таким цитированием нет.

Вообще же, цитирование – это не копирование! Нельзя, например, нарезать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их (проще говоря, «нацитировать») в одно, связать своими вставками, проигрышами, заставками и иметь в итоге свое оригинальное произведение. Даже при условии, что указаны все авторы, музыканты и исполнители, все равно закон будет считаться нарушенным, потому что это не цитирование, а попросту незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

Миф 2

Существует достаточное количество «бесплатных» и «свободных» музыкальных треков, продакшн-библиотек и библиотек сэмплов, которые создателями разрешается использовать для написания своих музыкальных произведений.
К сожалению, таковых библиотек практически не существует. Да, они могут быть использованы дома, но в любом случае не допускается их коммерческое использование, в том числе, при работе в музыкальных студиях, радиовещании и аналогичных случаях. К тому же, необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.

Если вы записываете песню, выполняете ее сведение или творческую переработку (к примеру, добавляя какие-либо сэмплы), то вы должны быть автором-исполнителем этих сэмплов, либо иметь разрешение правообладателя на это, так как сэмплы и все звуки из продакшн библиотек являются объектом авторских и смежных прав. Ведь если в вашей песне использована короткая музыкальная фраза , на которую у вас нет прав, ее автор может просто напросто запретить использование записанной песни. И слушайте тогда её дома.

Договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть обязательно заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Миф 3

Среди клубных (и домашних тоже) ди-джеев бытует расхожий миф о том, что чужие произведения использовать можно в чисто ознакомительных целях — то бишь записать на диск свой микс с чужими треками, написать на нём что это диск для некоммерческого, а чисто ознакомительного использования и всё.
Да, это тоже миф.
Понятие «для ознакомительных целей» в законах, увы, не существует. Со стороны закона не важно с какой целью вы осуществляете незаконное использование чужих объектов авторского права. Также нет никакой разницы, получали ли вы при этом вознаграждение или любую другую выгоду. Правообладатели легко могут вас привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой солидной компенсации за незаконное использование чужих объектов авторского права.

Миф 4

Чужую мелодию или видео, можно использовать, если перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое произведение и не нарушить авторские права.
Конечно же, и это неправда.
Наложение текста и/или графики на чужие произведения – это уже отдельное нарушение авторских прав. Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК). Проще говоря, редактирование чужих произведений запрещено!

Миф 5

При покупке лицензионного диска (или к примеру, виниловой пластинки) можно использовать его как хочешь – перерабатывать, монтировать, воспроизводить публично и т.д., — лицензия-то получена!
К сожалению, и тут неправда.
Эта лицензия дает лишь право на использование в личных целях. И означает эта лицензия, таким образом, что вы имеете законную копию произведения, и публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять, не имея на это специального разрешения, вы так же не вправе.

Миф 6
.
Создать ремикс любого трека, и таким образом уйти от ответственности по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.
Конечно же не так, и об этом уже частично написано выше.
Да, автором ремикса является его создатель. Но даже на собственном сайте выкладывать полученный ремикс для бесплатного скачивания автор ремикса не может, не имея согласия правообладателя оригинального произведения на написание этого самого ремикса, естественно, в письменном виде.
Если права на создание ремикса имеются, то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению. И весь доход, получаемый от использования ремикса тоже считается вашим.

Миф 7

Использовать классические произведения (и ставшие классическими ввиду давности) в любом объеме без согласования с правообладателем.
Да, как известно, права на классические произведения перешли в общественное достояние. Но что значит это на практике? Это значит, что вы можете всего лишь взять ноты интересного вам произведения, записать его исполнение на нужном вам инструменте и полученную запись использовать в рекламном ролике, или коммерческом музыкальном произведении. Но при этом вы не имеете права использовать уже готовую запись произведения без договорённости с обладателем смежных прав, то есть, с владельцем фонограммы.
Как правило, владельцы большинства фонограмм классических произведений — это крупные серьёзные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.

Сделаем выводы.

Интернет даёт возможность найти и скачать практически любой музыкальный материал, но если вы хотите его использовать каким-либо образом, кроме личного прослушивания у камина с бокалом вина, то вы обязаны получить на это разрешение правообладателя!
Создатели рекламных роликов, топовые хип-хоп продюсеры, использующие чужую музыку, обычно нанимают свою команду компорзиторов и исполнителей, либо же покупают права на использование готовых произведений различных продакшн библиотек. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Designed by Rayko